В настоящее время разработано и используется большое количество тестов, но для годовалых детей, тестовых материалов совсем немного. Вашему вниманию предлагаем серию тестов для изучения уровня развития детей первого года жизни, это многолетний опыт работы Ш.Бюллера, Г.Гетцер, и Г. Гарда.
Ниже приведенные тесты, считаются профессиональными и должны использоваться неврологами и/или психологами при плановой диспансеризации или для врачебной диагностики. Мамам самим не рекомендуется злоупотреблять опытами, так как они утомляют ребенка.
Для работы понадобятся следующие материалы:
1.Целлулоидная погремушка, с одной стороны белая, с другой - красная, длиной 18 см, диаметр - 6-8 см.
2.Погремушка в пестрых полосках с большим кольцом на конце, за которое мог бы схватиться ребенок.
3. Трехзубчатая детская трещетка из твердого дерева, дающая равномерный глухой звук.
4.Линейка из мягкого дерева 50 см длиной и 5 см шириной. 5.Круглая палочка также из мягкого дерева, длиной 25 см и диаметром 1 см.
6.Свисток.
7.Лягушка из жести. Если на нее надавить, то она производит квакающие звуки.
8.Две алюминиевые ложки.
Жестяной барабан диаметром в 16 см и высотой 8 см и палочка из мягкого дерева.
9.Тонкая белая картонная покрышка (16х23), сложенная таким образом, что два узких края накладываются друг на друга.
10.Картонная доска (18х23), с обеих сторон оклеенная матовой красной бумагой.
11.Большая ширма. Серая картонная доска (24х38).
12.Картон толщиной в несколько миллиметров, его нельзя согнуть.
13.Хлопок или вата.
14.Пеленка, по возможности не пропускающая света (50х50).
15.Младенческий рожок, наполненный безопасной белой, по возможности не пахнущей жидкостью. Рожок закрывается пробкой и сверху натягивается соска так, чтобы пробка была спрятана. Вид рожка должен во всех отношениях (форма, величина, цвет, уровень жидкости в рожке) соответствовать обычному для ребенка рожку с молоком.
16.Моток красной шерсти в 500 г.
17.Заячья маска коричневого тона в 30 см высотой и 17 см шириной.
18.Карманный фонарик в форме стержня.
19.Кукла из красно-серой резины в 14 см высотой.
20.Настольный колокольчик в 7 см шириной и 15 см высоки. К колокольчику прикреплен шнур длиной в 80 см.
21.Маленький металлический колокольчик в 3 см высотой с деревянной рукояткой в 2 см длиной.
22.Полые кубики из тонких деревянных дощечек. Длина ребер 6 кубов - 4 , 5, 6, 7, 8, 9 см. Одна сторона отсутствует, благодаря чему они свободно входят друг в друга. Снаружи кубы выкрашены красной краской и покрыты лаком.
23.Коробка (правильный куб) без крышки с длиною сторон в 6 см из тонкого дерева, покрытая синей глянцевой бумагой.
24.Белая картонная коробка (9х7х5) со свободной открывающейся крышкой.
25.Секундомер.
Серия тестов для определения уровня развития ребенка первого месяца жизни
Тест 1.
Повернуть голову на прикосновение к щеке (пищевая реакция). Обследователь касается щеки ребенка указательным пальцем. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то обследователь повторяет и, смотря по обстоятельствам, слегка гладит ребенка по щеке.
+ Ребенок поворачивает голову; безразлично, поворачивает ли он голову к руке обследователя или отворачивается от нее. Важно, чтобы помимо поворота головы, наступали еще движения рта, открывание или сосательные движения, которые при известных обстоятельствах предшевствуют повороту головы. Однако сосание без какого-либо движения головы не может считаться положительным результатом.
Тест 2.
Уцепиться за прикасающийся предмет. Обследователь кладет свой палец на ладонь ребенка.
+ уровень развития соответствует возрастной норме, когда ребенок захватывает палец обследователя тотчас, как только он касается руки, и удерживает его.
Тест 3.
Успокоится при изменении положения. Если ребенок, лежа в своей кроватке, кричит и беспокойно движется, обследователь берет его, быстро и высоко поднимает и держит наклонно в своих руках приблизительно под углом 45.
+ Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения. Ожидать наступления беспокойного состояния.
Тест 4.
Успокоится при легком шуме. Обследователь размахивает погремушкой непосредственно около кровати ребенка.
+ Ребенок успокаивается во время шума или по окончании его. Условием для применения этого теста служит беспокойное состояние ребенка, наступающее в конце каждой тестовой ситуации.
Тест 5.
Задержать глаза на свете из затемнения. Зажженный карманный фонарик помещается на расстоянии 1м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затемнения достигается проще всего платком, повешенным на сетку кровати или на вытянутую руку обследователя. Фонарик в руке обследователя помещается в направлении взгляда ребенка.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если взгляд ребенка задерживается на свете несколько секунд.
Тест 6.
Зрительная реакция на затемнение. Обследователь склоняется над кроваткой так, что его тень покрывает поле зрения ребенка, потом медленно отодвигается в сторону (повторить 1-2 раза).
+ Взгляд задерживается в продолжение секунды на движущейся тени.
Тест 7.
Движение "убегания" при стесняющем прикосновении. Обследователь производит у носа ребенка кусочком ваты движения прочищения носа, но при этом без прикосновения к слизистой оболочке носа.
+А. Ребенок перед началом держит голову спокойно; от прикосновения ваты уклоняется, отворачивает голову в стороны или двигает ею туда-сюда.
+Б. Если младенец перед началом теста уже двигает головой, то тест рассматривается как решенный, если последует внезапное торможение или усиление движений, или же наблюдается ясное изменение направления движений. (При неясном решении, рекомендуется опыт повторить второй раз. Многократное повторение недопустимо).
Тест 8.
Неспецифическая общая реакция на мешающую картонную покрышку. Картонная покрышка, согнутая по середине, кладется на лицо ребенка таким образом, что сгиб покрышки лежит прямо над носом. Тест не рекмендуется проводить самим, эксперимент должен проводить специалист.
+ Младенец делает оживленные движения, двигая также и головой. Обследователю лучше всего наблюдать эти движения по движениям картонной покрышки.
Тест 9.
Приподнять немного голову в положении на животе. Ребенок, не стесненный в свободе своих движений подушкой или пеленками, кладется на живот так, что его руки лежат в согнутом положении по обеим сторонам головы, а лицо касается подстилки. Опыт только тогда может быть удачен, когда руки ребенка согнуты и протянуты вплотную у тела. При возможных неудачах необходимо произвести небольшие изменения в первоначальном положении ребенка.
+ Младенец поднимает голову хотя бы на один момент.
Тест 10
Открывать рот после потери источника пищи. Ребенок находится в обычной для кормления ситуации. После того, как ребенок пососал, сосок или грудь вынимаются
+ Ууровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок придвигает голову к источнику пищи и пытается схватить его открытым ртом. Все попытки этого рода оцениваются как положительные.
Серия тестов для определения уровня развития ребенка второго месяца жизни
Тест 1
Повянуть голову к шуму. Непосредственно около кровати и вне направлении взора ребенка приводится в действие погремушка, производящая громкий звук. Обследователь также находится вне поля зрения ребенка.
+ Как только звучит погремушка, ребенок автоматически поворачивает голову в направлении звука.
Тест 2
Прислушиваться к колокольчику. В продолжение 30 сек. на расстоянии 1/2 м сбоку от ребенка звучит маленький колокольчик. Обследователь не должен показываться в поле зрения ребенка.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок реагирует на звук колокольчика, приостанавливая движения на одно мгновение или поворачивая голову к звуку.
Тест 3
Ответить специфически на четыре акустических раздражителя. Ребенку предлагается четыре акустических раздражителя с интервалом в 30 сек. 1) шум трещотки; 2)звук свистка, непрерывно звучащего, 3) звук свистка с секундными интервалами (прерывистый звук); 4)шум от ударов по дереву, также с секундными интервалам. Каждое раздражение продолжается 30 сек. Обследователь должен быть скрыт от ребенка.
+ В этом опыте должны быть различные решения. Существенно только, чтобы реакция на отдельные раздражения ясно отличалась друг от друга (бурные движения рук, открыть рот, замереть, неудовольствие, наморщивание лба и т.д.)
Тест 4
Смотреть пристально на свет. Зажженный карманный фонарик помещается в поле зрения ребенка на расстоянии около 1/2 м.
+Ребенок смотрит на свет неподвижным взором.
Тест 5
Пристально следить за движущейся шерстью. Пучок красной шерсти в направлении взгляда ребенка, перед его глазами, приблизительно на расстоянии 23 см. Если взгляд ребенка остановится на шерсти, то надо шерсть медленно несколько раз передвигать из стороны в сторон. Надо быть внимательным к тому, чтобы шерсть вначале и во время движения все время находилась в поле зрения ребенка.
+ Младенец однократно следует глазами в одну и другую стороны. Тест считается решенным и тогда, когда опыт удался хотя бы один раз после многократных попыток.
Тест 6
Остановить взгляд на движущемся позади предмете (расширение зрительного поля). Обследователь, стоя сбоку около кровати ребенка, немного наклоняется над ним и медленно передвигается к верхнему концу кровати. Голова обследователя помещается в поле зрения ребенка на расстоянии ½ м. от его глаз. Затем обследователь выходит на еще один шаг за конец кровати.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок следует движению головы, поворачивая ее назад за обследователем. Важно, чтобы из обычного положения ребенок закидывал голову назад.
Тест 7.
Неспецифическая общая реакция на мешающую пеленку. На лицо ребенка, лежащего на спине, накладывается пеленка, так что голова покрыта ею. Проведение опыта не специалистом, не рекомендуется.
+ Ребенок делает все телом неспецифические движения, но не освобождается от пленки.
Тест 8.
Держать голову прямо при поднимании. Обследователь приводит ребенка из горизонтального в вертикальное положение, поддерживая его одной рукой за спину и таз, а другой – за голову и плечи. Затем он внезапно лишает голову ребенка поддержки, готовый сейчас же подхватить ее, если ребенок не в состоянии удержать голову и будет ронять ее вперед или назад. Эксперимент требует особой осторожности, рекомендуется проводить только специалисту.
+ Ребенок держит голову несколько секунд.
Тест 9.
Успокоиться при уговаривании. Обследователь склоняется над кроватью ребенка, если тот находится в состоянии легкого беспокойства, и сдержанным тоном говорит с ребенком 1/2 мин.
+ Ребенок или постепенно перестает кричать, или замолкает по прекращении разговора.
Тест 10.
Специфическая реакция на обычное положение при кормлении. Испытуемый помещается в обычное для него положение кормления. Рожок или грудь не даются.
+ Ребенок реагирует специфическим образом. Во внимание принимаются: открывает рот, поворачивает голову в сторону, сосет, выражает нетерпение или успокаивается. Однако появление одной из описанных реакций не достаточно.
Серия тестов для определения уровня развития ребенка третьего месяца жизни
Тест 1.
Ищущие повороты головы при продолжающемся звуке. Порядок опыта, как и два месяца (тест 2).
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок поворачивает голову с одной стороны в другую, не предпочитая особенно направления, из которого исходит звук.
Тест 2.
Пристально смотреть на отдаленный предмет (расширение зрительного поля). Пучок шерсти помещается в зрительное поле на расстоянии 1 м, и как только на шерсть падает взгляд ребенка, последняя медленно поднимается вверх, причем обследователь удаляет шерсть до тех пор, пока ребенок следует взглядом.
+ Ребенок следит за шерстью до расстояния около 2 м.
Тест 3.
Оглядываться назад или вперед при ношёнии. Обследователь берет ребенка на руки так, чтобы взгляд ребенка был обращен не на лицо обследователя, но в противоположную сторону комнаты. Как только ребенок смотрит в направлении комнаты, обследователь начинает носить его по комнате в течение 2 минут.
+ Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит вокруг.
Тест 4.
Следить глазами за движущимся предметом. Порядок проведения опыта, как и 2 мес. тест 5, только вместо шерсти применяется погремушка.
+ Ребенок следит взглядом продолжительное время за движущейся туда и сюда погремушкой. Если ребенок только один раз последит за ее движением в сторону и назад, тест оценивается как нерешенный.
Тест 5.
Прислушаться к шуму погремушки, лежа на животе. Испытуемый приводится в положение лежа на животе (тест 9, первый месяц). Сбоку от ребенка (25 см от его головы) обследователь размахивает погремушкой.
+А. Ребенок, который уже поднял голову, пока погремушка еще не зазвучала или поднимает голову еще выше, или поворачивает ее в направлении звука;
+Б. Поднимает голову к источнику звука.
Тест 6.
Держать голову приподнятой в положении на животе. Порядок проведения, как и тест 9 первый месяц жизни.
+ Ребенок поднимает голову на несколько см и удерживает ее несколько секунд. Положительная оценка решения следует только тогда, когда ребенок не сразу роняет голову после поднимания ее от поверхности и держит ее высоко не менее 30 сек.
Тест 7.
Ответить на взгляд улыбкой или гулением. Обследователь склоняется над ребенком и смотрит на него с расстояния 25 см.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок смотрит на обследователя и реагирует улыбкой или гулением.
Тест 8.
Гуленье. Здесь подразумевается спонтанная реакция, которая обследователем не может быть вызвана произвольно. Ее появления надо ожидать или спросить у матери.
+ Ребенок гулит.
Тест 9.
Смотреть вслед исчезнувшему предмету (персервация взгляда). Пучок шерсти помещается в поле зрения ребенка на расстоянии 25 см от его глаз. Через несколько секунд шерсть внезапно удаляется из поля зрения ребенка.
+ Ребенок поворачивает голову в направлении, в котором предмет исчез, и смотрит в продолжение нескольких секунд ему вслед.
Читайте продолжение статьи "Как определить уровень развития ребенка первого года жизни":
Тесты для детей 4 - 6 месяцев жизни
Источник: "Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни" Ш.Бюлер, Г.Гетцер, и Г. Гард, Медгиз, 1931г.
Ниже приведенные тесты, считаются профессиональными и должны использоваться неврологами и/или психологами при плановой диспансеризации или для врачебной диагностики. Мамам самим не рекомендуется злоупотреблять опытами, так как они утомляют ребенка.
Для работы понадобятся следующие материалы:
1.Целлулоидная погремушка, с одной стороны белая, с другой - красная, длиной 18 см, диаметр - 6-8 см.
2.Погремушка в пестрых полосках с большим кольцом на конце, за которое мог бы схватиться ребенок.
3. Трехзубчатая детская трещетка из твердого дерева, дающая равномерный глухой звук.
4.Линейка из мягкого дерева 50 см длиной и 5 см шириной. 5.Круглая палочка также из мягкого дерева, длиной 25 см и диаметром 1 см.
6.Свисток.
7.Лягушка из жести. Если на нее надавить, то она производит квакающие звуки.
8.Две алюминиевые ложки.
Жестяной барабан диаметром в 16 см и высотой 8 см и палочка из мягкого дерева.
9.Тонкая белая картонная покрышка (16х23), сложенная таким образом, что два узких края накладываются друг на друга.
10.Картонная доска (18х23), с обеих сторон оклеенная матовой красной бумагой.
11.Большая ширма. Серая картонная доска (24х38).
12.Картон толщиной в несколько миллиметров, его нельзя согнуть.
13.Хлопок или вата.
14.Пеленка, по возможности не пропускающая света (50х50).
15.Младенческий рожок, наполненный безопасной белой, по возможности не пахнущей жидкостью. Рожок закрывается пробкой и сверху натягивается соска так, чтобы пробка была спрятана. Вид рожка должен во всех отношениях (форма, величина, цвет, уровень жидкости в рожке) соответствовать обычному для ребенка рожку с молоком.
16.Моток красной шерсти в 500 г.
17.Заячья маска коричневого тона в 30 см высотой и 17 см шириной.
18.Карманный фонарик в форме стержня.
19.Кукла из красно-серой резины в 14 см высотой.
20.Настольный колокольчик в 7 см шириной и 15 см высоки. К колокольчику прикреплен шнур длиной в 80 см.
21.Маленький металлический колокольчик в 3 см высотой с деревянной рукояткой в 2 см длиной.
22.Полые кубики из тонких деревянных дощечек. Длина ребер 6 кубов - 4 , 5, 6, 7, 8, 9 см. Одна сторона отсутствует, благодаря чему они свободно входят друг в друга. Снаружи кубы выкрашены красной краской и покрыты лаком.
23.Коробка (правильный куб) без крышки с длиною сторон в 6 см из тонкого дерева, покрытая синей глянцевой бумагой.
24.Белая картонная коробка (9х7х5) со свободной открывающейся крышкой.
25.Секундомер.
Серия тестов для определения уровня развития ребенка первого месяца жизни
Тест 1.
Повернуть голову на прикосновение к щеке (пищевая реакция). Обследователь касается щеки ребенка указательным пальцем. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то обследователь повторяет и, смотря по обстоятельствам, слегка гладит ребенка по щеке.
+ Ребенок поворачивает голову; безразлично, поворачивает ли он голову к руке обследователя или отворачивается от нее. Важно, чтобы помимо поворота головы, наступали еще движения рта, открывание или сосательные движения, которые при известных обстоятельствах предшевствуют повороту головы. Однако сосание без какого-либо движения головы не может считаться положительным результатом.
Тест 2.
Уцепиться за прикасающийся предмет. Обследователь кладет свой палец на ладонь ребенка.
+ уровень развития соответствует возрастной норме, когда ребенок захватывает палец обследователя тотчас, как только он касается руки, и удерживает его.
Тест 3.
Успокоится при изменении положения. Если ребенок, лежа в своей кроватке, кричит и беспокойно движется, обследователь берет его, быстро и высоко поднимает и держит наклонно в своих руках приблизительно под углом 45.
+ Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения. Ожидать наступления беспокойного состояния.
Тест 4.
Успокоится при легком шуме. Обследователь размахивает погремушкой непосредственно около кровати ребенка.
+ Ребенок успокаивается во время шума или по окончании его. Условием для применения этого теста служит беспокойное состояние ребенка, наступающее в конце каждой тестовой ситуации.
Тест 5.
Задержать глаза на свете из затемнения. Зажженный карманный фонарик помещается на расстоянии 1м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затемнения достигается проще всего платком, повешенным на сетку кровати или на вытянутую руку обследователя. Фонарик в руке обследователя помещается в направлении взгляда ребенка.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если взгляд ребенка задерживается на свете несколько секунд.
Тест 6.
Зрительная реакция на затемнение. Обследователь склоняется над кроваткой так, что его тень покрывает поле зрения ребенка, потом медленно отодвигается в сторону (повторить 1-2 раза).
+ Взгляд задерживается в продолжение секунды на движущейся тени.
Тест 7.
Движение "убегания" при стесняющем прикосновении. Обследователь производит у носа ребенка кусочком ваты движения прочищения носа, но при этом без прикосновения к слизистой оболочке носа.
+А. Ребенок перед началом держит голову спокойно; от прикосновения ваты уклоняется, отворачивает голову в стороны или двигает ею туда-сюда.
+Б. Если младенец перед началом теста уже двигает головой, то тест рассматривается как решенный, если последует внезапное торможение или усиление движений, или же наблюдается ясное изменение направления движений. (При неясном решении, рекомендуется опыт повторить второй раз. Многократное повторение недопустимо).
Тест 8.
Неспецифическая общая реакция на мешающую картонную покрышку. Картонная покрышка, согнутая по середине, кладется на лицо ребенка таким образом, что сгиб покрышки лежит прямо над носом. Тест не рекмендуется проводить самим, эксперимент должен проводить специалист.
+ Младенец делает оживленные движения, двигая также и головой. Обследователю лучше всего наблюдать эти движения по движениям картонной покрышки.
Тест 9.
Приподнять немного голову в положении на животе. Ребенок, не стесненный в свободе своих движений подушкой или пеленками, кладется на живот так, что его руки лежат в согнутом положении по обеим сторонам головы, а лицо касается подстилки. Опыт только тогда может быть удачен, когда руки ребенка согнуты и протянуты вплотную у тела. При возможных неудачах необходимо произвести небольшие изменения в первоначальном положении ребенка.
+ Младенец поднимает голову хотя бы на один момент.
Тест 10
Открывать рот после потери источника пищи. Ребенок находится в обычной для кормления ситуации. После того, как ребенок пососал, сосок или грудь вынимаются
+ Ууровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок придвигает голову к источнику пищи и пытается схватить его открытым ртом. Все попытки этого рода оцениваются как положительные.
Серия тестов для определения уровня развития ребенка второго месяца жизни
Тест 1
Повянуть голову к шуму. Непосредственно около кровати и вне направлении взора ребенка приводится в действие погремушка, производящая громкий звук. Обследователь также находится вне поля зрения ребенка.
+ Как только звучит погремушка, ребенок автоматически поворачивает голову в направлении звука.
Тест 2
Прислушиваться к колокольчику. В продолжение 30 сек. на расстоянии 1/2 м сбоку от ребенка звучит маленький колокольчик. Обследователь не должен показываться в поле зрения ребенка.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок реагирует на звук колокольчика, приостанавливая движения на одно мгновение или поворачивая голову к звуку.
Тест 3
Ответить специфически на четыре акустических раздражителя. Ребенку предлагается четыре акустических раздражителя с интервалом в 30 сек. 1) шум трещотки; 2)звук свистка, непрерывно звучащего, 3) звук свистка с секундными интервалами (прерывистый звук); 4)шум от ударов по дереву, также с секундными интервалам. Каждое раздражение продолжается 30 сек. Обследователь должен быть скрыт от ребенка.
+ В этом опыте должны быть различные решения. Существенно только, чтобы реакция на отдельные раздражения ясно отличалась друг от друга (бурные движения рук, открыть рот, замереть, неудовольствие, наморщивание лба и т.д.)
Тест 4
Смотреть пристально на свет. Зажженный карманный фонарик помещается в поле зрения ребенка на расстоянии около 1/2 м.
+Ребенок смотрит на свет неподвижным взором.
Тест 5
Пристально следить за движущейся шерстью. Пучок красной шерсти в направлении взгляда ребенка, перед его глазами, приблизительно на расстоянии 23 см. Если взгляд ребенка остановится на шерсти, то надо шерсть медленно несколько раз передвигать из стороны в сторон. Надо быть внимательным к тому, чтобы шерсть вначале и во время движения все время находилась в поле зрения ребенка.
+ Младенец однократно следует глазами в одну и другую стороны. Тест считается решенным и тогда, когда опыт удался хотя бы один раз после многократных попыток.
Тест 6
Остановить взгляд на движущемся позади предмете (расширение зрительного поля). Обследователь, стоя сбоку около кровати ребенка, немного наклоняется над ним и медленно передвигается к верхнему концу кровати. Голова обследователя помещается в поле зрения ребенка на расстоянии ½ м. от его глаз. Затем обследователь выходит на еще один шаг за конец кровати.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок следует движению головы, поворачивая ее назад за обследователем. Важно, чтобы из обычного положения ребенок закидывал голову назад.
Тест 7.
Неспецифическая общая реакция на мешающую пеленку. На лицо ребенка, лежащего на спине, накладывается пеленка, так что голова покрыта ею. Проведение опыта не специалистом, не рекомендуется.
+ Ребенок делает все телом неспецифические движения, но не освобождается от пленки.
Тест 8.
Держать голову прямо при поднимании. Обследователь приводит ребенка из горизонтального в вертикальное положение, поддерживая его одной рукой за спину и таз, а другой – за голову и плечи. Затем он внезапно лишает голову ребенка поддержки, готовый сейчас же подхватить ее, если ребенок не в состоянии удержать голову и будет ронять ее вперед или назад. Эксперимент требует особой осторожности, рекомендуется проводить только специалисту.
+ Ребенок держит голову несколько секунд.
Тест 9.
Успокоиться при уговаривании. Обследователь склоняется над кроватью ребенка, если тот находится в состоянии легкого беспокойства, и сдержанным тоном говорит с ребенком 1/2 мин.
+ Ребенок или постепенно перестает кричать, или замолкает по прекращении разговора.
Тест 10.
Специфическая реакция на обычное положение при кормлении. Испытуемый помещается в обычное для него положение кормления. Рожок или грудь не даются.
+ Ребенок реагирует специфическим образом. Во внимание принимаются: открывает рот, поворачивает голову в сторону, сосет, выражает нетерпение или успокаивается. Однако появление одной из описанных реакций не достаточно.
Серия тестов для определения уровня развития ребенка третьего месяца жизни
Тест 1.
Ищущие повороты головы при продолжающемся звуке. Порядок опыта, как и два месяца (тест 2).
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок поворачивает голову с одной стороны в другую, не предпочитая особенно направления, из которого исходит звук.
Тест 2.
Пристально смотреть на отдаленный предмет (расширение зрительного поля). Пучок шерсти помещается в зрительное поле на расстоянии 1 м, и как только на шерсть падает взгляд ребенка, последняя медленно поднимается вверх, причем обследователь удаляет шерсть до тех пор, пока ребенок следует взглядом.
+ Ребенок следит за шерстью до расстояния около 2 м.
Тест 3.
Оглядываться назад или вперед при ношёнии. Обследователь берет ребенка на руки так, чтобы взгляд ребенка был обращен не на лицо обследователя, но в противоположную сторону комнаты. Как только ребенок смотрит в направлении комнаты, обследователь начинает носить его по комнате в течение 2 минут.
+ Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит вокруг.
Тест 4.
Следить глазами за движущимся предметом. Порядок проведения опыта, как и 2 мес. тест 5, только вместо шерсти применяется погремушка.
+ Ребенок следит взглядом продолжительное время за движущейся туда и сюда погремушкой. Если ребенок только один раз последит за ее движением в сторону и назад, тест оценивается как нерешенный.
Тест 5.
Прислушаться к шуму погремушки, лежа на животе. Испытуемый приводится в положение лежа на животе (тест 9, первый месяц). Сбоку от ребенка (25 см от его головы) обследователь размахивает погремушкой.
+А. Ребенок, который уже поднял голову, пока погремушка еще не зазвучала или поднимает голову еще выше, или поворачивает ее в направлении звука;
+Б. Поднимает голову к источнику звука.
Тест 6.
Держать голову приподнятой в положении на животе. Порядок проведения, как и тест 9 первый месяц жизни.
+ Ребенок поднимает голову на несколько см и удерживает ее несколько секунд. Положительная оценка решения следует только тогда, когда ребенок не сразу роняет голову после поднимания ее от поверхности и держит ее высоко не менее 30 сек.
Тест 7.
Ответить на взгляд улыбкой или гулением. Обследователь склоняется над ребенком и смотрит на него с расстояния 25 см.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок смотрит на обследователя и реагирует улыбкой или гулением.
Тест 8.
Гуленье. Здесь подразумевается спонтанная реакция, которая обследователем не может быть вызвана произвольно. Ее появления надо ожидать или спросить у матери.
+ Ребенок гулит.
Тест 9.
Смотреть вслед исчезнувшему предмету (персервация взгляда). Пучок шерсти помещается в поле зрения ребенка на расстоянии 25 см от его глаз. Через несколько секунд шерсть внезапно удаляется из поля зрения ребенка.
+ Ребенок поворачивает голову в направлении, в котором предмет исчез, и смотрит в продолжение нескольких секунд ему вслед.
Читайте продолжение статьи "Как определить уровень развития ребенка первого года жизни":
Тесты для детей 4 - 6 месяцев жизни
Источник: "Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни" Ш.Бюлер, Г.Гетцер, и Г. Гард, Медгиз, 1931г.