Каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему. Но, есть усредненные нормы, которые позволяют специалистам вовремя диагностировать и определить нарушения в развитии ребенка до года. Рассмотрим нормы развития ребенка во втором полугодии жизни.
Что должен уметь ребенок в семь месяцев жизни
Схватить за край стола. Мама сидит у стола и берет на колени ребенка так, что он может достать стол вытянутой рукой.
+ Ребенок схватывает рукой край стола и прочно удерживает.
Пытается схватить источник света. На расстоянии 50 см перед ребенком держится зажженный фонарик.
+ Ребенок протягивает руки к свету, пытаясь схватить. Если приблизить фонарик, он его действительно схватывает.
Повернуться к предмету, сидя с опорой. Взрослый берет ребенка на руки, слегка поддерживая его у спины. Перед этим он укрепляет пучок красной шерсти на уровне глаз ребенка, затем взрослый приближается с ребенком к шерсти. Как только ребенок начинает разглядывать шерсть, взрослый удаляется так, чтобы ребенок смог увидеть шерсть, только повернув голову назад.
+ Ребенок поворачивает голову назад, не теряя из виду шерсти
Освободиться от мешающей пеленки, лежа на животе. Ребенок лежит на животе. На голову накладывается пеленка, и концы той части пеленки, которые свисают со лба на лицо, оттягиваются назад через плечо так, чтобы пеленка прилегала к лицу. Тест требует осторожности в проведении. Рекомендуется проводить специалистам.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок, оставаясь в положении на животе, освобождается руками от пеленки.
Сидеть с опорой. Мама вешает на сетку кровати одеяло и усаживает ребенка так, что он прислоняется к одеялу (но не в угол).
+ Ребенок остается сидеть прямо.
Перевернуться со спины на бок. Сбоку от ребенка, лежащего на спине, звучит колокольчик или погремушка на расстоянии, чтобы ребенок мог ее достать после небольшого поворота в сторону.
+ Ребенок поворачивается всем телом на бок. Задача считается решенной, если повернут и таз. Часто реакция наступает сама во время занятий.
Активные поиски контакта. Вазрослый стоит около кроватки ребенка и не показывает никакого внимание к нему, избегая взгляда не его лицо.
+ Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет взглядом.
Искать потерянную игрушку. Наблюдается ребенок, внезапно потерявший свою игрушку, или игрушка отнимается у ребенка.
+ Ребенок поворачивает голову в направлении, в котором исчез предмет, и ищуще осматривается вокруг.
Подражательно хлопать по столу. Взрослый сидит перед столом и берет на колени ребенка; затем случит ладонью по столу перед ребенком. В зависимости от обстоятельств, продолжить до 5 минут. v
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок, сперва следит за движением рук, а затем начинает ударять по столу или в воздухе.
Ударять игрушкой по неподвижному предмету. Ребенок кладется около сетки кровати или около стены. В руки ему дается погремушка, и он предоставляется на некоторое время свободной игре. Если нужная реакция не наступает, то ребенку подается цветная доска, по которой он может стучать погремушкой.
+ Ребенок ударяет погремушкой, которую он держит в руке, или воздействует иным способом на предмет (сетку, стенку, доску).
Что должен уметь ребенок в восемь месяцев жизни
Тянуться к предмету, лежащему вне кровати. Игрушка помещается вне кровати на уровне последней. Ребенок находится близко от сетки.
+ Ребенок протягивает руку и трогает игрушку.
Освободиться от мешающей пеленки, сидя с опорой. Ребенок сидит, опираясь на подушку. Затем ему на голову кладется пеленка.
+ Ребенок руками удаляет пеленку, но при этом не падает.
Отталкивать руку взрослого при вытирании носа (устранение препятствия). Взрослый у носа ребенка кусочком ваты делает движения вытирания носа.
+ Ребенок отстраняет руку взрослого от своего лица.
Цепляясь, сохранить сидячее положение. Ребенок сидит в кровати вблизи стенки. Взрослый поддерживает ребенка за спину и только тогда удаляет свою руку, когда ребенок ухватится за стенку или сетку.
+ Ребенок в состоянии без помощи взрослого, держась руками, сидеть прямо.
Двигаться с места. Эта реакция наступает, если ребенок ею владеет в течение получаса, пока мама с ним занимается.
+ Ребенок кое-как двигается с места. Речь идет не о том, чтобы отползти, но чтобы откатиться и отодвинуться.
Отнимать игрушку у взрослого. Взрослый опускает руку с погремушкой в кроватку так, чтобы ребенок мог схватить его.
+ Ребенок пытается отнять игрушку.
Организованная игра в прятки. Мама стоит в 1/4 м от ребенка и то закрывает свое лицо пеленкой, то открывает. Пеленка удаляется через 10 сек. и через 10 сек. снова кладется налицо и произносится "ку-ку", когда лицо закрыто, и "а-а", когда снимается пеленка.
+ Ребенок с интересом смотрит в направлении, откуда появляется лицо мамы, и смехом приветствует ее появление.
Достать из кармана отнятую игрушку. Ребенок сидит. Игрушка перед глазами ребенка опускается в карман халата. Карман приближается так, чтобы ребенок смог достать его рукой. Обратить внимание на то, чтобы предмет не весь исчез в кармане, а часть была видна.
+ Ребенок вынимает из кармана предмет.
Размахивать двумя игрушками. Ребенку, который занимается одной погремушкой, держа ее в руке, дается другая.
+ Ребенок хватает погремушку, не роняя первую, и двигает обеими.
Достать игрушку, изменяя свое положение. Какой-либо предмет приближается к ребенку так, что он его видит, но не может схватить без изменения положения.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, когда ребенок действительно делает попытки передвинуться к предмету.
Что должен уметь ребенок в девять - десять месяцев жизни
Сидя без опоры, схватить две игрушки. Ребенку, сидящему без поддержки, дается сперва одна, потом другая игрушка.
+ Ребенок хватает второй предмет, не роняя первый, и сохраняя сидячее положение.
Сидя без опоры, освободиться от пеленки. Ребенок усаживается без опоры посередине кровати. На голову кладется пеленка.
+ Ребенок стягивает с головы пеленку, но при этом не падает.
Сидеть свободно. Ребенок сидит свободно без опоры.
+ Ребенок остается сидеть прямо.
Ползать. Ребенок приводится в положение на живот и перед ним вне пределах досягаемости, кладется привлекательный предмет.
+ Ребенок, передвигаясь, ползет вперед.
Отвечать на жесты, согласно их смыслу. Взрослый подходит к ребенку, протягивает руки и манит его к себе. После небольшой паузы взрослый поднимает угрожающе руку, если ребенок смотрит на нее, и многократно повторяет угрожающие движения. Мимика лица остается неизменной и безразличной.
+Положительная реакция, положительные выразительные движения и смех или устремление вперед на манящий жест. Негативные реакции при угрожающих жестах.
Привлекать к себе внимание взрослого. Мама стоит спиной к ребенку.
+Ребенок пытается привлечь внимание мамы.
Открыть прикрытую игрушку. Игрушка перед глазами ребенка прикрывается пеленкой.
+ Ребенок открывает предмет и схватывает его.
Подражательно барабанить одной палочкой. Мама один раз перед глазами ребенка ударяет барабанной палочкой в барабан и дает потом палочку ребенку.
+ Ребенок подражает движениям палочкой по барабану или в воздухе.
Ударять двумя ложками.Ребенок сидит на кроватке. Взрослый склоняется над ребенком и ударяет двумя ложками друг о друга. Потом он дает ребенку ложки в руки.
+ Ребенок сдвигает ложки, и это усилие сопровождается напряжением внимания.
Повторно хватать один из двух предметов. Взрослый держит в пределах досягаемости ребенка две различные игрушки. Затем он ждет, пока ребенок не схватит одну из них. После этого обследователь отнимает у ребенка схваченный предмет. Теперь взрослый еще раз держит оба предмета перед ребенком, но предметы меняются местами.
+ Ребенок рассматривает оба предмета прежде, чем повернется к одному из них, и в обоих случаях хватает один и тот же.
Что должен уметь ребенок в одиннадцати и двенадцать месяцев жизни
Приподняться, чтобы сесть. Мама держит перед глазами ребенка предмет так, чтобы ребенок лежа не мог его достать.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок приподнимается, чтобы сесть. Реакция наступает часто сама собой.
Встать, пользуясь опорой. Ребенку предъявляется игрушка, которую он пытается схватить. Но для этого ему надо встать.
+ Ребенок встает при помощи сетки или решеток кровати. Реакция часто появляется сама.
Удивленно повернуться к взрослому (предступень вопросов). Взрослый неожиданно свистит в свисток или внезапно зажигает карманный фонарик.
+ Ребенок поворачивается к взрослому, смотря на него удивленно.
Вспомнить через минуту об исчезнувшем содержимом коробочки.Ребенку дается коробочка, в которой находится шарик или колокольчик. Ребенок занимается с ней 1 минуту. Как только ребенок достает предмет из коробочки, взрослый кладет его обратно. Затем коробочка убирается и опять предлагается через минуту, но пустая.
+ Ребенок замечает отсутствие предмета.
Подражательно звонить колокольчиком. Мама звонит, размахивая перед ребенком колокольчиком. Потом передает колокольчик ребенку. Процесс повторяется несколько раз.
+ Каждая попытка подражательного движения рассматривается как положительная.
Внимательно прикладывать друг к другу полые кубики. Перед ребенком кладутся полые кубики открытой стороной вверх.
+ Ребенок рассматривает кубики, прикладывает, двигает, строит и т.д. или же опускает меньший в больший.
Открыть коробочку. Перед ребенком кладется закрытая коробочка.
+ Ребенок пытается открыть ее.
Подтянуть предмет за шнурок. Колокольчик или погремушка привязывается за тонкий шнур и кладется вне досягаемости ребенка. Конец шнура кладется ближе к ребенку, около его руки.
+ Ребенок тянет шнур, если даже не совсем подтянул к себе предмет.
Исследовать составные части колокольчика. Взрослый звонит перед глазами ребенка в колокольчик и потом дает его ребенку в руки.
+ Ребенок поворачивает колокольчик, смотрит внутрь и т.д.
Достать предмет из-за ширмы. Предмет кладется перед глазами ребенка. Как только ребенок хочет его схватить, мама ставит ширму. Если ребенок не хватается за ширму, то мама может показать предмет сбоку от ширмы и потом опять спрятать его за ширму.
+ После нескольких неудачных попыток схватить предмет сквозь ширму или схватить его из-за ширмы, ребенок достает предмет.
Источник: "Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни" Ш.Бюлер, Г.Гетцер, и Г. Гард, Медгиз, 1931г.
Что должен уметь ребенок в семь месяцев жизни
Схватить за край стола. Мама сидит у стола и берет на колени ребенка так, что он может достать стол вытянутой рукой.
+ Ребенок схватывает рукой край стола и прочно удерживает.
Пытается схватить источник света. На расстоянии 50 см перед ребенком держится зажженный фонарик.
+ Ребенок протягивает руки к свету, пытаясь схватить. Если приблизить фонарик, он его действительно схватывает.
Повернуться к предмету, сидя с опорой. Взрослый берет ребенка на руки, слегка поддерживая его у спины. Перед этим он укрепляет пучок красной шерсти на уровне глаз ребенка, затем взрослый приближается с ребенком к шерсти. Как только ребенок начинает разглядывать шерсть, взрослый удаляется так, чтобы ребенок смог увидеть шерсть, только повернув голову назад.
+ Ребенок поворачивает голову назад, не теряя из виду шерсти
Освободиться от мешающей пеленки, лежа на животе. Ребенок лежит на животе. На голову накладывается пеленка, и концы той части пеленки, которые свисают со лба на лицо, оттягиваются назад через плечо так, чтобы пеленка прилегала к лицу. Тест требует осторожности в проведении. Рекомендуется проводить специалистам.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок, оставаясь в положении на животе, освобождается руками от пеленки.
Сидеть с опорой. Мама вешает на сетку кровати одеяло и усаживает ребенка так, что он прислоняется к одеялу (но не в угол).
+ Ребенок остается сидеть прямо.
Перевернуться со спины на бок. Сбоку от ребенка, лежащего на спине, звучит колокольчик или погремушка на расстоянии, чтобы ребенок мог ее достать после небольшого поворота в сторону.
+ Ребенок поворачивается всем телом на бок. Задача считается решенной, если повернут и таз. Часто реакция наступает сама во время занятий.
Активные поиски контакта. Вазрослый стоит около кроватки ребенка и не показывает никакого внимание к нему, избегая взгляда не его лицо.
+ Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет взглядом.
Искать потерянную игрушку. Наблюдается ребенок, внезапно потерявший свою игрушку, или игрушка отнимается у ребенка.
+ Ребенок поворачивает голову в направлении, в котором исчез предмет, и ищуще осматривается вокруг.
Подражательно хлопать по столу. Взрослый сидит перед столом и берет на колени ребенка; затем случит ладонью по столу перед ребенком. В зависимости от обстоятельств, продолжить до 5 минут. v
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок, сперва следит за движением рук, а затем начинает ударять по столу или в воздухе.
Ударять игрушкой по неподвижному предмету. Ребенок кладется около сетки кровати или около стены. В руки ему дается погремушка, и он предоставляется на некоторое время свободной игре. Если нужная реакция не наступает, то ребенку подается цветная доска, по которой он может стучать погремушкой.
+ Ребенок ударяет погремушкой, которую он держит в руке, или воздействует иным способом на предмет (сетку, стенку, доску).
Что должен уметь ребенок в восемь месяцев жизни
Тянуться к предмету, лежащему вне кровати. Игрушка помещается вне кровати на уровне последней. Ребенок находится близко от сетки.
+ Ребенок протягивает руку и трогает игрушку.
Освободиться от мешающей пеленки, сидя с опорой. Ребенок сидит, опираясь на подушку. Затем ему на голову кладется пеленка.
+ Ребенок руками удаляет пеленку, но при этом не падает.
Отталкивать руку взрослого при вытирании носа (устранение препятствия). Взрослый у носа ребенка кусочком ваты делает движения вытирания носа.
+ Ребенок отстраняет руку взрослого от своего лица.
Цепляясь, сохранить сидячее положение. Ребенок сидит в кровати вблизи стенки. Взрослый поддерживает ребенка за спину и только тогда удаляет свою руку, когда ребенок ухватится за стенку или сетку.
+ Ребенок в состоянии без помощи взрослого, держась руками, сидеть прямо.
Двигаться с места. Эта реакция наступает, если ребенок ею владеет в течение получаса, пока мама с ним занимается.
+ Ребенок кое-как двигается с места. Речь идет не о том, чтобы отползти, но чтобы откатиться и отодвинуться.
Отнимать игрушку у взрослого. Взрослый опускает руку с погремушкой в кроватку так, чтобы ребенок мог схватить его.
+ Ребенок пытается отнять игрушку.
Организованная игра в прятки. Мама стоит в 1/4 м от ребенка и то закрывает свое лицо пеленкой, то открывает. Пеленка удаляется через 10 сек. и через 10 сек. снова кладется налицо и произносится "ку-ку", когда лицо закрыто, и "а-а", когда снимается пеленка.
+ Ребенок с интересом смотрит в направлении, откуда появляется лицо мамы, и смехом приветствует ее появление.
Достать из кармана отнятую игрушку. Ребенок сидит. Игрушка перед глазами ребенка опускается в карман халата. Карман приближается так, чтобы ребенок смог достать его рукой. Обратить внимание на то, чтобы предмет не весь исчез в кармане, а часть была видна.
+ Ребенок вынимает из кармана предмет.
Размахивать двумя игрушками. Ребенку, который занимается одной погремушкой, держа ее в руке, дается другая.
+ Ребенок хватает погремушку, не роняя первую, и двигает обеими.
Достать игрушку, изменяя свое положение. Какой-либо предмет приближается к ребенку так, что он его видит, но не может схватить без изменения положения.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, когда ребенок действительно делает попытки передвинуться к предмету.
Что должен уметь ребенок в девять - десять месяцев жизни
Сидя без опоры, схватить две игрушки. Ребенку, сидящему без поддержки, дается сперва одна, потом другая игрушка.
+ Ребенок хватает второй предмет, не роняя первый, и сохраняя сидячее положение.
Сидя без опоры, освободиться от пеленки. Ребенок усаживается без опоры посередине кровати. На голову кладется пеленка.
+ Ребенок стягивает с головы пеленку, но при этом не падает.
Сидеть свободно. Ребенок сидит свободно без опоры.
+ Ребенок остается сидеть прямо.
Ползать. Ребенок приводится в положение на живот и перед ним вне пределах досягаемости, кладется привлекательный предмет.
+ Ребенок, передвигаясь, ползет вперед.
Отвечать на жесты, согласно их смыслу. Взрослый подходит к ребенку, протягивает руки и манит его к себе. После небольшой паузы взрослый поднимает угрожающе руку, если ребенок смотрит на нее, и многократно повторяет угрожающие движения. Мимика лица остается неизменной и безразличной.
+Положительная реакция, положительные выразительные движения и смех или устремление вперед на манящий жест. Негативные реакции при угрожающих жестах.
Привлекать к себе внимание взрослого. Мама стоит спиной к ребенку.
+Ребенок пытается привлечь внимание мамы.
Открыть прикрытую игрушку. Игрушка перед глазами ребенка прикрывается пеленкой.
+ Ребенок открывает предмет и схватывает его.
Подражательно барабанить одной палочкой. Мама один раз перед глазами ребенка ударяет барабанной палочкой в барабан и дает потом палочку ребенку.
+ Ребенок подражает движениям палочкой по барабану или в воздухе.
Ударять двумя ложками.Ребенок сидит на кроватке. Взрослый склоняется над ребенком и ударяет двумя ложками друг о друга. Потом он дает ребенку ложки в руки.
+ Ребенок сдвигает ложки, и это усилие сопровождается напряжением внимания.
Повторно хватать один из двух предметов. Взрослый держит в пределах досягаемости ребенка две различные игрушки. Затем он ждет, пока ребенок не схватит одну из них. После этого обследователь отнимает у ребенка схваченный предмет. Теперь взрослый еще раз держит оба предмета перед ребенком, но предметы меняются местами.
+ Ребенок рассматривает оба предмета прежде, чем повернется к одному из них, и в обоих случаях хватает один и тот же.
Что должен уметь ребенок в одиннадцати и двенадцать месяцев жизни
Приподняться, чтобы сесть. Мама держит перед глазами ребенка предмет так, чтобы ребенок лежа не мог его достать.
+ Уровень развития соответствует возрастной норме, если ребенок приподнимается, чтобы сесть. Реакция наступает часто сама собой.
Встать, пользуясь опорой. Ребенку предъявляется игрушка, которую он пытается схватить. Но для этого ему надо встать.
+ Ребенок встает при помощи сетки или решеток кровати. Реакция часто появляется сама.
Удивленно повернуться к взрослому (предступень вопросов). Взрослый неожиданно свистит в свисток или внезапно зажигает карманный фонарик.
+ Ребенок поворачивается к взрослому, смотря на него удивленно.
Вспомнить через минуту об исчезнувшем содержимом коробочки.Ребенку дается коробочка, в которой находится шарик или колокольчик. Ребенок занимается с ней 1 минуту. Как только ребенок достает предмет из коробочки, взрослый кладет его обратно. Затем коробочка убирается и опять предлагается через минуту, но пустая.
+ Ребенок замечает отсутствие предмета.
Подражательно звонить колокольчиком. Мама звонит, размахивая перед ребенком колокольчиком. Потом передает колокольчик ребенку. Процесс повторяется несколько раз.
+ Каждая попытка подражательного движения рассматривается как положительная.
Внимательно прикладывать друг к другу полые кубики. Перед ребенком кладутся полые кубики открытой стороной вверх.
+ Ребенок рассматривает кубики, прикладывает, двигает, строит и т.д. или же опускает меньший в больший.
Открыть коробочку. Перед ребенком кладется закрытая коробочка.
+ Ребенок пытается открыть ее.
Подтянуть предмет за шнурок. Колокольчик или погремушка привязывается за тонкий шнур и кладется вне досягаемости ребенка. Конец шнура кладется ближе к ребенку, около его руки.
+ Ребенок тянет шнур, если даже не совсем подтянул к себе предмет.
Исследовать составные части колокольчика. Взрослый звонит перед глазами ребенка в колокольчик и потом дает его ребенку в руки.
+ Ребенок поворачивает колокольчик, смотрит внутрь и т.д.
Достать предмет из-за ширмы. Предмет кладется перед глазами ребенка. Как только ребенок хочет его схватить, мама ставит ширму. Если ребенок не хватается за ширму, то мама может показать предмет сбоку от ширмы и потом опять спрятать его за ширму.
+ После нескольких неудачных попыток схватить предмет сквозь ширму или схватить его из-за ширмы, ребенок достает предмет.
Источник: "Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни" Ш.Бюлер, Г.Гетцер, и Г. Гард, Медгиз, 1931г.